О футболе языком искусства. Кто есть кроме Омара Момани?

О футболе языком искусства. Кто есть кроме Омара Момани?

Мир футбола всегда был особо чуток к прекрасному, хотя и в своеобразной форме: сумасшедшие голы, волшебные передачи, бесподобные сейвы – все это делает футбол по-настоящему запоминающимся. Можно сказать, что вокруг «игры миллионов» сформировалась особая эстетика, открытая каждому.

Но за этим скрывается еще одно важное отношение: отношение людей искусства к футболу, ведь они как никто другой умеют передать краски игры. И пока Федор Смолов слушает «Каспийский груз» (и это не круто), мы попытаемся рассказать о футболе по-настоящему прекрасным языком, языком живописи.

Абстрактное о футболе

Пожалуй, самой известной картиной на интересную нам тематику является работа Пикассо «Игрок в футбол». Произведение создано на рубеже «розового периода» и кубизма, основателем которого и считается испанский художник. Эксперименты с формой вот, что делает кубизм кубизмом: рассечение пространства, поиск «формы форм» и работа с цветом позволяют представителям этого направления создавать работы, которые притягивают своей самобытностью. Как известно, Пикассо страстно любил футбол, и картина поэтому во много примечательна. Здесь мы видим замысловатую форму, которая представляет игрока как бы в «3D» — оранжевый фон создает чувство полноты образа, и футболист уже выходит за рамки картины, бесконечно расширяясь.

К счастью для нас Каземир Малевич придумал не только легендарный «Черный квадрат», но еще десятки картин и теоретических работ, посвященных искусству, но среди множества его трудов одна картина для нас  особо интересна – «Футбол в искусстве».  Ее принято относить к супрематизму, одному из главных течений русского авангарда, и для него характерны поиск границ искусства, стремление найти «чистое искусство», то есть искусство само по себе. Здесь не стоит искать какой-то наглядный смысл – просто пытаться проникнуться чувством стерильной абстракции. Видите ли вы здесь что-то связанной с футболом? Я пытаюсь.

Картина Анри Руссо (не путать с легендой лондонского «Арсенала») «Игроки в футбол» 1908 года выполнена в постимпрессионстком ключе, а это значит, что работа передает не просто внешний образ, но и отношение художника к изображаемому, размышление художника над изображаемым. И главное, что, по мысли постимпрессионистов, цвета можно почувствовать «на языке», следовательно, они передают конкретные эмоции.

Если возвращаться к работе Анри – на ней мы видим строгую ограниченность пространства картины, создаваемую деревьями (но не братьями Березуцкими), а сами футболисты выглядят, словно марионетки, и двигаются как будто по велению воображаемого хозяина.  В работе чувствуется бесконечное движение, и, кажется, что игроки уже выпрыгнули за рамки полотна.

Ответ советского искусства

Особую популярность изображение футбола приобрело в Советском союзе: искусство страны советов всегда было направлено на реальность, на прославление СССР, победы революции, победы практики над теорией и будущей победы коммунизма.  Так или иначе, футбольные сюжеты будут популярны вплоть до развала СССР, но именно в период соцреализма они по-настоящему приобрели свою художественную силу.

Для советского человека спорт был неотъемлемой часть жизни, как говорится, от млада до стара все так или иначе были в него включены. И художники той поры старались показать именно это: живых людей, интересующихся футболом, хотя иногда и не всегда в совсем наглядной форме.

Среди авторов особенно выделяется А.А Дейнека, один из основателей «Общества художников-станковистов», изображавших советскую действительность с элементами экспрессионизма. Произведения «Голкипер», «Футболист», «Футбол» привлекают своей пластичностью, кажется, что для него важно было показать всё изящество и грацию футболистов. Его работа с фигурами позволяет почувствовать все напряжение каждого спортсменов, а особенно это видно на картине «Голкипер», где, кажется, что вратарь тащит мертвый мяч, тем самым, в очередной раз, преодолевая себя. В этом моменте он значимее, чем прочие игроки, ведь он остался один на один с мячом. Удивительно, но такая манера работы положительно была оценена советской идеологией, ведь, несмотря ни на что, соответствует трезвому взгляду на действительность. (картины расположены последовательно — прим.)

   

Дворовый футбол, что, казалось, может быть прозаичнее? Думаю, именно это и привлекало художников в нем, посмотрите, какие простые и в тоже время насыщенные работы: живые эмоции мальчишек, мечтающих стать великими футболистами, их сосредоточенные взгляды и напряженные лица – все это делает эти картины до предела проницательными и открытыми. Чего стоит только знакомый советский антураж, и ворота из того, что было под рукой, как же это знакомо! Каждая команда – это настоящая банда, которая играет в футбол всей душой и сердцем.

Особенно это видно на картине Казанчана Корюна, героя великой отечественной войны,  «Футболисты»: пять простых ребят, каждый из которых стал в своей фирменной позе, а вратарь явно поклонник великого Льва Яшина.  

Абсолютно другие эмоции представлены на картине Владимира Величко «Вратарь». Юный вратарь изображен несколько трагически, и это чувство разочарования знакомо многим, кто в детстве пропадал на футбольном поле. То ли пенальти не отбил, то ли пропустил между ног, то ли его выгнали из футбольной секции, то ли старшие выгнали с поля, но главное, что художнику удалось ярко выразить эмоции футболиста.

Удивительно, но даже девушки попадали на полотна, кто знает, почему девушки любят футбол, но картине Виктора Чемсо «Девчонки», мы видим болельщицу «Динамо» на знакомом индустриальном фоне. Приятная пластика ее тела создает впечатление девушки, которая готова и ввязаться в драку, и обыграть пару парней на коробке, в общем, показать себя во всей красе.

На другой картине Кацмана Евгения «Портрет Киры», нарисованной в 1936 году, мы видим девушку в самом рассвете сил, которая привлекает нас своей настоящей женской красотой. Может быть, работа напрямую не связана с  футболом, но антураж у нее спортивный: шорты, футболка и рядом лежащий мяч, но самое главное очаровательный взгляд девушки.       

Среди прочего важное место занимают картины, изображавшие непосредственно саму игру, например, картина Юрия Ивановича Пименова «Футбол». Здесь чувствуется сила, ловкость, атлетизм футболистов – все тело напряжено и очень пластично, а сама картинка выглядит настолько динамично, что борьба на поле как будто происходит рядом.

  

Главное дерби советского союза «Динамо» — «Спартак» также становилось объектом художественных поисков. Каждая из картин дает почувствовать атмосферу дерби: битком забитый стадион, сосредоточенные лица футболистов и непередаваемая радость забитого гола. К слову, вот и эти картины: первая «Футбол. «Динамо-Спартак»» авторства Ярослава Титова, двукратного чемпиона СССР по баскетболу, вторая «Матч Динамо–Спартак» Сафиуллина Харряса. Кто знает, может быть, работе Титова гол пропускает сам Яшин.  

     

Динамовцы часто попадали на кисти художников: вот картина Скрябина Петра «Динамо принимает поздравления» или же работа Бони Григория «Киевское «Динамо» атакует. Играет Каневский» — все они легко показывают настоящую футбольную атмосферу в советском союзе.

 

Пожалуй, неизменным атрибутом советской повседневности были плакаты, и в нашей стране они получили максимальное распространение: плакаты стали настоящим направлением в искусстве. Футбол стал частью пропаганды здорового образа жизни, занятий спортом и футбольного духа. На многих работах мы видим противостояние «Динамо» и «Спартака», полные трибуны, но самое главное мотивирующие надписи: «Выше класс советского футбола» и прочие, не знаю, помогли бы современным футболистам подобные плакаты, кто бы из них откликнулся на призыв «выше класс российского футбола»?

    

  

Язык искусства позволяет взглянуть на футбол по-другому, и не исчерпывается одними работами великолепного Омара Момани –  он намного шире, чем принято это считать. Кажется, что сам футбол – это и есть искусство. 

P.S Если кто-то смог дочитать — спасибо

P.S.S Любите футбол, или он полюбит вас;)

P.S.S.S прощу прощения за качество некоторых картин и их формат.

Спасибо блогу http://kykolnik.livejournal.com

Источник: http://www.sports.ru/

spacer

Оставить комментарий