Как правильно стрелять в ветер? Об ураганном этапе в Оберхофе

Как правильно стрелять в ветер? Об ураганном этапе в Оберхофе

Полезные советы от трехкратного чемпиона мира по биатлону Павла Ростовцева.

Я бы не называл этап Кубка мира в Оберхофе неудачным для сборной России. Скорее – неярким при отдельных позитивных моментах.

В моем понимании, пауза между третьим и четвертым этапом – время для хорошей базовой работы, для восстановления фундамента, на котором спортсмены пройдут январь и выйдут на подготовку к ЧМ.

Было бы логично этот период посвятить сначала отдыху, потом аэробной работе, где-то, может быть, с силовыми упражнениями. Наверное, хорошо, что наши биатлонисты далеки от пика формы – высоких скоростей действительно пока нет. Вообще, многие пожертвовали Оберхофом – Дальмайер, те же норвежцы. Место непростое, там всегда легко заболеть. Поэтому если есть предпосылки, то лучше не рисковать.

Понравилось, как смотрелся Бабиков – особенно, конечно, в контактных гонках. Елисеев неплохо пробежал масс-старт после того, как развалился в спринте. Акимова выступает на хорошем уровне, но ей важно решать проблемы со стойкой. В ветер хорошо заметно, что навыка все же не хватает.

Кайшева молодец, может занести этап себе в актив. Не провалилась – уже хорошо. Пусть шаг за шагом втягивается в эту кашу.

Нужна ли особая подготовка к коварному стрельбищу Оберхофа?

Оберхоф всегда отличается сложной ветровой обстановкой. Время от времени задувает в Эстерсунде, в Контиолахти, в Хантах. В Оберхофе штиля нет фактически никогда. Это проблема даже в тренировочном процессе.

В чем опасность?

Когда ты на каждой тренировке, на каждой пристрелке стреляешь в ветер и мажешь – легко разрушить уверенность в своих действиях. Поэтому мы старались чуть-чуть компенсировать такую работу на тренаже в тире. Потом появился тоннель – была возможность стрельнуть и там, мы это использовали. Работа на технику всегда должна присутствовать – в данном случае еще и для того, что сохранить уверенность в себе.

Как вообще натренировать стрельбу в ветер?

Главное при работе в ветер – четко понимать:

а) при каких силе и направлении ветра ты закончил пристрелку;

б) как сместится средняя точка попадания при изменении направления и/или силы ветра.

Это нарабатывается только в тренировках, постоянным обменом информацией с тренером.

Согласно баллистике, есть теоретическая картина. Если дует четкий ветер слева, с девяти часов – то средняя точка попадания сместится не на три часа, а на четыре-пять. Потому что пуля закручивается и прижимается туда. Если ветер справа, с трех часов – пуля уйдет на десять-одиннадцать. В интернете легко найти картинки – это азы, там все наглядно и понятно.

При ветре у спортсмена два варианта: 1) сделать поправку или 2) работать с выносом. На мой взгляд, если ветер устойчивый и читаемый, то лучше выбрать поправку. Если порывистый – пять секунд так, десять так, потом вообще стихает – поправку делать бесполезно. Нужно работать с выносом, опять же понимая, куда сместилась средняя точка попадания.

У меня есть потрясающее видео – стрельба Ольги Зайцевой в индивидуалке на ЧМ-2013. Первый рубеж лежа – она не прочитала ветер, промахнулась два раза, это стоило ей медали. Классический пример ветровой ошибки.

Наложил видео: слева пристрелка, справа та самая стрельба – обратите внимание на флажки. Три выстрела попала, потом промахи.

Она потом сказала: мне после третьего выстрела показалось, что ветер стих. А он только усилился. Она продолжила стрелять по центру и получила два промаха. Какой вывод? Независимо от того, выбрал ты поправку или вынос, должно быть понимание, как сместилась средняя точка попадания.

Реально ли при стрельбе спрятаться от ветра?

Я бы сказал, что лучше всех из нашей команды к условиям Оберхофа на сегодня адаптировался Бабиков, но пять промахов на одном рубеже в преследовании меня смутили. Он потом объяснил, что приехал последним из группы лидеров и не укрылся от ветра, а другие вроде как укрылись.

Отчасти, конечно, он прав, но этот фактор не решающий. Не думаю, что могучая спина Антона защитила всех остальных. Один не закроет четверых-пятерых. А вот четверо-пятеро вполне закроют одного.

Что делал в той ситуации Фуркад?

1. Перед рубежом на грани фола обошел Бабикова и Эберхарда – они, кажется, даже лыжами чуть-чуть зацепились. То есть оказал давление, немножко качнул соперников. Конечно, тут грань тонкая: можно качнуть так, что тебе самому прилетит. Но Фуркад часто так рискует. Бабиков промахнулся пять раз, Эберхард два – Фуркад отстрелял чисто.

2. Что еще дало ускорение Фуркаду. Он мог почувствовать, что его интенсивность недостаточно высока, а на стойку надо подходить в оптимальном возбуждении. Ошибка в основном молодых биатлонистов: страхуются, подходят на стойку тихо – рано начинается восстановление, ноги трясутся. Кто-то, чтобы справиться с тремором, приседает – в Оберхофе это делала Коукалова, Вова Драчев раньше очень любил.

3. Как раз спрятался за соперниками, взял второй щит – от ветра его закрывали пять соперников. Повторюсь, это не решающий фактор, но свою роль мог сыграть.

Чем отличается стрельба в ветер на стойке и на лежке?

Даже при сильном, но стабильном ветре лежа можно стрелять на ноль. Здесь изготовка жестче, устойчивость выше, мышечные напряжения минимальны. Спортсмен лежит фактически расслабленный, есть только статическое напряжение, создаваемое за счет ремня, постановки приклада, фиксирования плеча в прикладе. Тут важна подгонка оружия в плече.

На стойке факторов больше. Мышечных усилий больше, управляемость винтовки по определению хуже. У каждого свой набор тактических действий при стойке в ветер: можно сильнее сдавливать рукоятку правой кистью, можно чуть приподнимать правый локоть, левую руку держать более напряженно. Все это увеличит жесткость изготовки, но ценой потери сил.

Работа с дыханием – это еще один тактический прием. При нормальной обстановке обычно стреляют на каждый выдох. При ветре, конечно, нет. Иногда лучше взять паузу, сделать несколько коротких вдохов, чтобы потом почувствовать лучшую управляемость винтовки.

Кое-что зависит и от патронов. В ветер они летят по-разному – зависит от производителя, от партии. Сколько бы мы ни тестировали – лучше всех ветер держит российский патрон «Олимп».

Верхние пять куч на картинке – разброс иностранных партий патронов при стрельбе в ветер со станка. Нижние четыре кучи – разные партии патронов «Олимп». Разница очевидна.

Не слишком ли часто Шипулин мажет первым выстрелом?

Чтобы заявлять категорично, надо проверять большой объем статистики. Заявлено, что Антон увеличил скорострельность.

Сразу скажу, что скорострельность увеличивается не за счет времени между выстрелами. 2,2-2,7 секунды между выстрелами – оптимальное время, хороший ритм. Работа с промежутком в две секунды или быстрее – это уже на грани, когда нужно рисковать и не контролировать определенные технические действия.

Основной резерв в скорострельности – время до первого выстрела: то есть изготовка с первого раза, отсутствие лишних движений пальцами, локтями. Сразу поставил магазин, приклад в плечо – и начал стрелять.

Возможно (подчеркну – возможно), за счет того, что Антон стал быстрее выходить на первый выстрел – он не до конца готов его сделать. Мне, если честно, это в глаза не бросилось.

Есть еще вариант из комплекса патрон-винтовка. Мы общались с нашим оружейником Суслопаровым. Он подтвердил, что если после отдыха в 30-40 минут (скажем, между пристрелкой и первым выстрелом в гонке) регулярно следует промах, то могут быть проблемы с оружием. Винтовка остыла – и первый выстрел сработала неидеально.

Такая вероятность существует – по крайней мере, повод проверить винтовку. Но я считаю, что дело не в ней. Антон пробует, ищет – ничего страшного пока нет, да и я не уверен, что есть тенденция промаха первым выстрелом.

Нужно ли Логинова, рвущего всех на Кубке IBU, забирать в основу?

Критичная тема. Конечно, он понес наказание. Формально и де-юре имеет право стартовать где угодно.

Но сегодня подливать дополнительное масло в огонь – это уже на оценку руководству СБР. Не считаться со мнением биатлонной общественности мы не можем. И так очень много негатива. Но если возьмут – резонанс отразится и на нем, и на команде, и, может, быть на действиях в отношении команды.

Негативная реакция точно будет – от одного, второго, третьего. Готовы ее получить? Значит, Логинова надо ставить.

Это из той же оперы как со стартами в Тюмени и Острове. Никто ведь не заставлял СБР отказываться от соревнований – это был жест доброй воли. В таких условиях правильнее было не раскачивать ситуацию. Стоит ли раскачивать ситуацию в случае с Логиновым? Не знаю.

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst, Martin Schutt/dpa

Источник: http://www.sports.ru/

spacer

Оставить комментарий