«Дочка» РЖД не возвращает вагоны «Ростеху»

«Дело «Башнефти» против «Системы» может повториться и заставить железнодорожников компенсировать убытки госкомпании, сообщают СМИ.

Обострение ситуации на рынке грузовых перевозок уже настолько угрожает экономической безопасности страны, что искать выход планируется на совещании под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича.

По данным издания «Век», чиновникам предстоит решить вопрос управления крупнейшим парком полувагонов, который сейчас находится в аренде у Федеральной грузовой компании (ФГК), «дочки» ОАО «РЖД». До сих пор управу на нее пытались найти только антимонопольщики, хотя, кажется, давно пора вмешаться правоохранительным органам.

С тех пор, как в 2015 году ФГК взяла в аренду львиную долю полувагонов, принадлежащих «УВЗ-Логистика» («дочке» «Уралвагонзавода»), компания, по сути, стала монополистом на рынке грузовых перевозок, диктуя цены клиентам и конкурентам. При этом сами цены, несмотря на кризис, только за последние два года выросли чуть ли не в разы. Как отмечают участники рынка, такая политика ФГК может привести к остановке ряда предприятий.

Горнодобывающий комплекс Карелии, например, полностью зависит от вывоза своей продукции и доставки ее переработчикам и потребителям. Но местные ГОКи уже работают на грани рентабельности, а рост цен на вагоны загоняет их в долговую яму. Воспользоваться услугами конкурентов не получится, так как ни одна компания, кроме ФГК, не способна обеспечить потребности карельских горняков в вагонах. Да и по ценам аутсайдеры ориентируются на «дочку» РЖД.

Ситуацию пыталась разрешить антимонопольная служба. В прошлом году ФАС обязала ФГК не менее чем за 15 дней предоставлять экономическое обоснование повышения цен на услуги по предоставлению вагонов (полувагонов), если оно превысит среднеквартальный уровень на 8%. Кроме того, железнодорожники должны уведомлять ФАС обо всех случаях, когда цены, например, по отдельным договорам оказываются выше установленного самой же компанией тарифного плана. Однако ФГК проигнорировала требования ФАС. А заодно решила в судебном порядке оспорить штраф в 400 тыс. рублей, который получила за отказ в предоставлении указанной информации.

Но Арбитражный суд Москвы ФГК не поддержал и отказал компании в удовлетворении иска к ФАС. Теперь штраф, конечно, заплатить придется. Но ситуация на рынке не изменится, так как рост тарифов приносит железнодорожникам миллиарды, и они вполне могут себе позволить «откупиться» от ФАС микроскопическими долями своей выручки. Самое интересное, что вагоны ФГК не принадлежат, но попытки владельца — «УВЗ-Логистика» — вернуть собственность под свое управление, пока безуспешны. В ФГК же считают, что для «УВЗ-Логистика» нынешняя ситуация даже выгодна: зафиксированная на три года ставка вроде бы страхует собственника от колебаний рынка.

Может, так бы оно и было, если бы ФГК, идя навстречу потребителям в ситуации экономического кризиса, держала цены на одном уровне или даже снижала их. Но ничего подобного не происходит. При этом ФГК только за первые полгода аренды повысила эффективность эксплуатации вагонов на 40%, и отнюдь не за счет повышения производительности труда самих железнодорожников… Таким образом, всю прибыль забирает ФГК, а издержки остаются собственнику, который по условиям договора должен за свой счет производить техническое обслуживание вагонов, да еще вносить лизинговые платежи, которые превышают арендную плату. А в ответ на попытки разорвать кабальные договоренности ФГК сразу угрожает неустойкой по договору — штрафом в 5 млрд рублей.

То есть в итоге содержать «дочку» РЖД приходится «Уралвагонзаводу» и корпорации «Ростех». И это при том, что производитель «Арматы» сам недавно чуть не обанкротился из-за проблем другой своей дочерней компании. Разрулить ситуацию теперь попытается вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании в правительстве. Хотя некоторые наблюдатели считают, что гораздо эффективнее было бы вмешательство правоохранительных органов, и видят неплохие перспективы как минимум для двух уголовных дел.

Первое — в рамках того же антимонопольного дела, но уже не по Административному кодексу, а по Уголовному. Впрочем, даже если оценить действия ФГК в рамках ст. 14.31 ч. 2 КоАП РФ — как злоупотребление доминирующим положением на рынке, — то наказание «дочки» РЖД может составить 15% выручки компании. А вот руководители компании могут быть привлечены уже по ст. 178 ч. 2 УК РФ — ограничение конкуренции. И хорошо если отделаются только штрафами, а не сроками.

Но куда более интересные последствия могут ожидать участников сделки, если прокуроры решат привлечь к уголовной ответственности тех, кто ее заключал. Дело в том, что подписавший договор аренды вагонов генеральный директор ООО «УВЗ-Логистик» Д. Еремеев в то же время являлся заместителем генерального директора по стратегическому развитию АО «ФГК». Таким образом, здесь может усматриваться конфликт интересов или даже сделка с аффилированной компанией, нанесшая ущерб ООО «УВЗ-Логистик».

По договору средняя аренда вагона обходится АО «ФГК» в 500 рублей в сутки, тогда как только лизинговые платежи ООО «УВЗ-Логистик» составляют 555 рублей, а аренда на рынке — 800-900 рублей. А еще «УВЗ-Логистик» за свой счет должна проводить все плановые ремонты своих полувагонов. Возникает вопрос: что заставило Еремеева подписать договор, по которому предприятие, финансовое благополучие которого он должен был обеспечить, только за первые полгода понесло убыток в размере 9 млрд рублей?

И, кажется, ответ на такой вопрос будет найти несложно. А прецедент дела «Башнефти» против «Системы», вероятно, позволит «УВЗ-Логистик» не только пересмотреть условия сделки, но и компенсировать убытки, нанесенные «Ростеху» железнодорожниками.

Впрочем, может, ситуацию еще удастся урегулировать вице-премьеру Дворковичу, и хотя бы потребители вздохнут свободнее.

Источник — «Соловей.Инфо»

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий