Александр Дрозденко хочет конкуренции

Правительство Ленинградской области к 2020 году планирует запретить государственные закупки у единственного поставщика. Соответствующую инициативу две недели назад озвучил глава региона Александр Дрозденко, выступая на заседании областного инвестиционного совета. Решение радикальное — учитывая, что за первое полугодие 2018 года, по данным комитета государственного заказа Ленобласти, таким способом было заключено 16 тыс. 493 контракта (70% от общего числа закупок), что в стоимостном выражении составило 6 млн 128 тыс. руб. (41% от общего объема закупок). Если дело не ограничится декларациями, то изменения затронут не только компании с государственным участием, которые чаще всего выступают безальтернативными поставщиками работ и услуг, но и коммерческих подрядчиков, считающихся особо приближенными к руководству региона.

Собственно, именно большое число контрактов, заключаемых без конкурса, сегодня является главным индикатором, косвенно указывающим на компании, пользующиеся особым расположением чиновников. Наглядной иллюстрацией может служить, например, структура распределения закупок в сфере дорожного строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог, на долю которой приходится до трети общего объема госзаказа Ленобласти. Так, по данным Контрольно-счетной палаты региона, в 2017 году общий объем закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд составил 34 млн 877 тыс. 800 руб., из которых 11 млн 277 тыс. 320 руб. приходились на долю ГКУ «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» («Ленавтодор»). А в 2018-м размер регионального дорожного фонда, несмотря на сокращение объема налоговых поступлений в областной бюджет, составил почти 8 млрд руб. Это без учета средств, выделяемых по линии федерального бюджета на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог.

Анализ данных, представленных в системе госзакупок, показывает, что по отдельным подрядчикам в дорожной сфере доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком, может составлять до 60-70%, а иногда и до 80%. Традиционно этот показатель наиболее высок у государственных компаний, среди которых в число лидеров как по количеству, так и по стоимости контрактов входят, например, ГП «Лодейнопольское ДРСУ», ГП «Всеволожское ДРСУ», ГП «Выборгское ДРЭУ» и др. Среди крупнейших частных подрядчиков, входящих в первую десятку по количеству и стоимости заключенных контрактов, доля закупок у единственного поставщика как правило ниже и составляет от 40% до 50%.

Хотя есть и исключения. Так, ООО «ЭСКО» (компания, которую СМИ обычно связывают с депутатом областного ЗакСа и владельцем рекламного оператора «Волгобалт Медиа» Олегом Зеваковым), успешно конкурирует с госкомпаниями по числу договоров, заключенных с ней как с единственным поставщиком — почти 70% (26 из 38) от общего числа контрактов за период с 2010 по 2018 год. Только в этом году «ЭСКО» заключила с ГКУ «Ленавтодор» и ФКУ «Управтодор Северо-Запад» 7 контрактов на общую сумму 1 млрд 200 млн руб., причем во всех случаях компания была признана единственным поставщиком после отклонения заявок других претендентов. Годом ранее «ЭСКО» получила от Ленобласти 9 контрактов на 632 млн 700 тыс. руб. — и тоже как единственный поставщик. Похожая картина наблюдалась и в предшествующие годы.

При этом родственное «ЭСКО» ООО «Дортекс» имеет и вовсе рекордный показатель — за пять лет участия в госзакупках 90% (14 из 15) контрактов и почти 99% в стоимостном выражении компания получила как единственный поставщик. Лучшим результатом может похвастаться разве что ГАУ «Леноблгосэкпертиза», которая по понятным причинам выступает единственным поставщиком государственной экспертизы проектной документации в 100% случаев

В такой высококонкурентной сфере, как дорожное строительство, общий результат «ЭСКО» и «Дортекс» выглядит явной аномалией — тем более что речь идет о крупных контрактах стоимостью в десятки и сотни миллионов рублей. Для сравнения, даже у такого монстра дорожного строительства, как ЗАО ВАД, при на порядок больших объемах работ в регионе доля единственного источника за тот же период составляет менее 40% от общего числа и около 43,6% от общей стоимости контрактов. Однако, несмотря на систематические жалобы не допущенных к конкурсам компаний, Управление Федеральной антимонопольной службы в большинстве случае не нашло нарушений в действиях государственных заказчиков, выбиравших «ЭСКО» и «Дортекс» в качестве единственного поставщика.

Между тем, судя информации с сайта арбитражного суда, исполнительская дисциплина у ООО «ЭСКО» не на высоте: за 2011—2018 годы к компании было подано 17 исков от комитета по дорожному хозяйству и 12 исков от ГКУ «Ленавтодор» с требованиями исполнения гарантийных обязательств по контрактам, выплат за нарушение сроков или выявленные недочеты при проведении работ. Что не помешало компании получать новые контракты как от Ленобласти, так и от ФКУ «Управтодор Северо-Запада», распределяющего средства на ремонт и обслуживание федеральных автодорог.

Причины подобной лояльности СМИ усматривали в том, что Олег Зеваков числился советником нынешнего главы региона в бытность того первым вице-губернатором, а после назначения Александра Дроденко в 2012 году на пост губернатора, видимо, приобрел еще большие возможности для продвижения своих бизнес интересов. Собственно, и успешный выход «ЭСКО», а затем и «Дортекс» на рынок государственного заказа Ленобласти датируется 2010 и 2014 годами соответственно.

Формально Олег Зеваков вышел из числа учредителей ООО «ЭСКО» еще в 2014 году, а ООО «Дортекс» — два года назад, однако многие по-прежнему считают его их конечным бенефициаром. Скорее всего, это «уход из бизнеса» был связан с тем, что ставший в 2016 году депутатом областного ЗакСа бизнесмен вошел в состав постоянных комиссий по бюджету и налогам, а также по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству, что порождало явный конфликт интересов. По информации 47-news, парламентарий продолжал принимать деятельное участие в судьбе компаний, к которым формально не имеет никакого отношения, — например, представлял их интересы на встречах с чиновниками.

Ситуация с «ЭСКО» и «Дортекс» не исключительна, но весьма показательна в плане оценки искренности намерений областного правительства навести порядок в системе госзакупок. За инициативой губернатора отказаться от заключения контрактов с единственным поставщиком можно усмотреть скорее политические, нежели экономические мотивы. Правительству региона важно обезопасить себя от возможной критики со стороны федерального центра за неисполнение «майских указов» президента, которые, о чем в своем выступлении упомянул и сам Александр Дрозденко, требуют создания конкурентной среды и открытого рынка.

Губернатор уже дал поручение ограничить заключение госконтрактов с единственным поставщиком в 2019 году, который должен стать переходным, а к 2020 году полностью от них отказаться. Для этого предлагается повторно проводить конкурсы, на которые заявился только один участник, в случае необходимости упрощать конкурсную документацию, а распорядителей бюджетных средств за слишком большую долю закупок у единственного поставщика наказывать рублем.

Однако все эти меры призваны изменить скорее форму, а не содержание. Эксперты и участники рынка достаточно скептически оценивают губернаторскую инициативу, указывая, что сам по себе отказ от единственного поставщика не является гарантией повышения конкуренции. Согласно Национальному плану развития конкуренции в Российской Федерации на 2018—2020 годы, на который ссылаются в администрации области, во всех сферах и отраслях российской экономики должно появиться не менее трех организаций, одна из которых должна быть частной. Тем не менее, у государственных заказчиков все равно остается возможность отсекать от конкурсов нежелательных участников и допускать нескольких доверенных государственных и частных подрядчиков, которые будут для видимости конкурировать между собой. Применительно к дорожной сфере список таких подрядчиков можно спрогнозировать уже сейчас.

Источник — интернет-газета «Кривое зеркало»

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий