Анализ: Барселона времён Пепа Гвардиолы | Туризм и Путешествия

Анализ: Барселона времён Пепа Гвардиолы

Анализ: Барселона времён Пепа Гвардиолы

Видео вставить не получилось, поэтому при прочтении статьи клацайте на надпись (ВИДЕО), боюсь, что пропустив, вы сможете упустить суть.

 

Сэр Алекс Фергюсон сказал репортёрам, что «они лучшая команда, с которой мы когда-либо играли» после того, как его команда проиграла 3:1 в финале Лиги Чемпионов 2011 года на Уэмбли. Показав наилучшую игру за историю клуба, Барселона одолела манкунианцев в их же стране, на родине футбола.Многие называли их величайшей командой всех времён, и я решил исследовать тактику, которая не только сделала их успешными, но подтолкнула к революции современного футбола. Я включил только их выступления и стратегии с начала десятилетия, потому что:

1) В это время они достигли своего пика

2) Я провёл это исследование и анализ во время того, как размышлял о написании книги о самых лучших командах 2010-х.

СХЕМЫ:

2010-2011: 4-3-3

Стартовый состав Барселоны в финале ЛЧ 2011 года против Манчестер Юнайтед.

Первые три сезона Гвардиола использовал схему 4-3-3, которая была синонимом Барселоны десятилетиями. Как и схема с тремя защитниками, она была идеальна для позиционного футбола, который Гвардиола намеревался создать.

2011-2012: 3-4-3

Экспериментальная, но удачная схема Гвардиолы в их победном финале над Сантосом в Клубном чемпионате мира (4:0). Тиаго встал на место травмированного Вильи, в то время как вместо Педро предпочли Фабрегаса.

JUEGO DE POSICION

«Juego de posicion» или Позиционная Игра — это ветвь футбольной философии, которая строится вокруг структурного позиционирования и набора руководящих принципов для команды, когда она находится в атакующей фазе. Juego de Posicion ассоциируется с командами, которые любят контролировать игру путём владения мячом и использования стратегий типа численного превосходства, переключения, и гегенпрессинга. Далее будет рассказано о том, как используя обычные расстановки, Барселона вместе с Гвардиолой доминировали в мировом футболе.

ПЕРВАЯ ФАЗА ВЛАДЕНИЯ

В футболе существуют разные теории о том, как переломить различные стадии владения. Стадии, на которые я буду ссылаться в этой книге, совпадают с футбольным полем, если его поделить на три части: 1. Первая фаза начинается с распасовки мяча от голкипера и владением в первой трети поля.2. Вторая фаза описывает «циркуляцию» мяча в центре поля и попытки совершить пасы, которые позволят перейти к финальной трети поля.3. Третья фаза влечёт за собой перемещение мяча в штрафную или поиск пространства для удара за пределами штрафной.

Когда мяч был у Виктора Вальдеса или кого-нибудь в штрафной Барселоны то они, в отличие от других команд, редко пропускали первую фазу. У Барселоны превосходное структурное сознание и способность сохранять мяч под давлением (которые были выработаны посредством выполнения рондо и других позиционных упражнений) для того, чтобы вытянуть на себя защитников и захватить пространство используя таких динамических форвардов как Давид Вилья, Педро Родригеса и, конечно, Лионель Месси. 

Передачи в форме треугольников и ромбов. Первая фаза

Используя подобную структуру, Барселона обычно играет во время первой фазы. Центрбеки находятся на всех сторонах штрафной вместе с Бускетсом, pivote*, который является ключевым игроком в этой фазе. Треугольники и ромбы, создаваемые в первой фазе, позволяют Барселоне, используя одно-два касания, быстро двигаться с мячом вокруг натиска оппонента, так как у игрока, который получает мяч есть всегда множество вариантов по разным направлениям. 

Видео ниже показывает как Барса использовала Вальдеса, чтобы создать 3 против 2 на первой линии и сыграть на Бускетса между линиями. Форма, созданная Барселоной в этой фазе, почти повторяет позиции в схеме 4-3-3 и позиционных упражнениях, которые Гвардиола использовал во время работы с Барселоной. (ВИДЕО)

При широком и прогрессивном позиционировании Педро и Вильи фуллбеки Реала возвращались и не прессинговали фуллбеков Барселоны, что позволяло форвардам Реала агрессивно прессинговать центрбеков и вратаря Барселоны. Другими словами, постоянная ширина Барселона на линии защиты оппонентов давала обоим игрокам, участвующим во владении, больше пространства для игры а также постоянное численное превосходство (перегрузку).

В том случае, если центрбеки прессингуют с небольшой интенсивностью, или если центрбек получил мяч возле боковой линии и связь между двумя защитниками скомпрометированная, то Бускетс бросится между двумя защитниками. La Salida Lavolpana — стратегия, во время которой защитники находятся в таком положении, что полузащитник захочет отобрать мяч, бросившись на них. Названа в честь бывшего тренера сборной Мексики Рикардо Лавольпе, который продемонстрировал её на мировой арене.

В книге Марти Перарнау «Pep Confidential» Гвардиола объясняет Перарнау его пристрастие к игре в три защитника:

«Играть с тремя защитниками очень полезно, потому что соперники обязательно отвечают. Даже когда они прессингуют, то это обычно их центрфорвард или второй нападающий, что заставляет их перестроиться на схему 4-4-2, поэтому ты можешь обогнать их, получив преимущество»

Вышеописанные Гвардиолой стратегии можно увидеть в каждом матче под его руководством. Игра в три защитника в первой или второй фазе — это постоянная тактическая установка Гвардиолы, которая заметна на протяжении его карьеры тренера. Это и последний сезон в Барселоне и (ориентировочно) последние восемнадцать месяцев в Баварии, или, например La Salida Lavolpiana, которую он использовал в первых трёх сезонах в Барселоне и в первых восемнадцати месяцах в Баварии. 

Под «превосходством» Гвардиола подразумевает то, что при «3 в 2» в центре полузащиты получается так, что оппоненты остаются с двумя полузащитниками. Достижение численного превосходства, возможно, основная цель Гвардиолы при составлении плана игры. Видео ниже показывает как именно, Барселона использовала упомянутое «3 в 2» превосходство в финале Лиги Чемпионов против Манчестер Юнайтед 2011 года. (ВИДЕО)

Создавать небольшие перегрузки по всему полю существенно важно для того, чтобы иметь возможность сохранить владение и прогрессировать по полю так, как «желает» Пеп.

При игре с четырьмя защитниками — Алвес, Маскерано/Пуйоль, Пике и Абидаль, Алвес в первой фазе обычно более продвигался вперёд, в то время как остальные три защитника остаются на первой линии. В ситуации на гифке, Эрнандес прессингует Пике, так что Абидаль и Маскерано слегка перемещаются, чтобы оставить троих позади (их прессингуют Валенсия и Эрнандес). Абидаль можеть дать пас на ход Бускетсу, которого прессинговал Руни. Хави и Бускетс, которого прессингуют, делают рывок, чтобы создать «2 в 1». Бускетс один из самых устойчивых к прессингу игроков, может дать мяч Хави, которого прессингует Пак Чи Сон. Потом Маскерано должен переместиться на линию выше, для того, чтобы снова дать Барселоне численное преимущество. 

ПЕРЕЛОМ ЛИНИЙ ВО ВТОРОЙ ТРЕТИ ПОЛЯ

«Существует численное, позиционное и качественное преимущество. Не все ситуации 1 на 1 равные» — Пако Сейрул-Ло (Директор Барселоны по методикам тренировок)

Из трёх упомянутых преимуществ самым смутным и труднодоступным является позиционное преимущество. Одним из способов получения позиционного преимущества является нахождение игроков между защитными линиями. Дабы эффективно играть между линиями защиты, команда должна создавать как можно больше пространства между этими линиями и растягивать оппонентов. Это основывается на той же теории, что и игра от защиты. Один из способов создать необходимое пространство во второй трети поля — это делать пасы в обратном направлении. Гвардиолу часто критикуют за скучный, посредственный стиль игры. Однако, Каталонскому гению отлично подходит известное высказывание: «Чтобы сделать два шага вперёд, нужно сделать один шаг назад». (ВИДЕО)

Видео выше показывает то, как Барселона использует пасы назад для того, чтобы эффективно уничтожить безалаберную прессингующую фигуру Сантоса. Алвес и Тиаго находились по обе бровке на последней линии Сантоса почти что весь период времени (когда Барселона была в атаке). Это растянуло Сантос в боковом направлении, позволяя открыть полосы для паса, как было видно на видео, а также сделать это и вертикально, так как защитники Сантоса были вынуждены надавить и оставить Алвеса и Тиаго. Прижав защитников, часто появляется пространство для креативных плеймейкеров. Ниже мы видим, что положение Алвеса даёт Фабрегасу пространство справа.

 

ШАХМАТНЫЙ ПОРЯДОК

Juego de Posicion Гвардиолы требует от игроков не только горизонтального размещения на разных линиях поперёк поля, но и шахматного порядка вдоль пяти вертикальных колонн для того, чтобы создать структуру, позволяющую продолжать владение и манипулировать защитной фигурой оппонентов. Изображение ниже показывает пример атакующую структуру Барселоны в середине поля. Мы видим треугольники и ромбы, при расположении игроков в шахматном порядке. Положение Месси и Иньесты в полупространстве означает то, что Бускетс может создать ситуацию «3 в 2» на этой линии

.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ИГРЫ

«Секрет заключается в том, чтобы перегрузить одну сторону поля, так что оппоненту придётся перевести свою защиту для того, чтобы справиться с ситуацией. Как только вы это сделали, мы атакуем и забиваем с другой стороны» — Пеп Гвардиола.Вместе с поиском между пространства между горизонтальными линиями оппонента, Барселона также создаёт и использует пространство на другой стороне защиты оппонента. Как выше объяснил Гвардиола, суть в том, чтобы перегрузить одну сторону поля при помощи нескольких комбинация — для привлечения защитников, а потом переключиться на другую сторону. Juego de Posicion здесь играет ключевую роль, так как это нужно для углубления в пространстве и выполнения упомянотого переключения игры. Также важно иметь игрока, на которого будет обращено переключение, желательно такого, который продвинулся в оказании помощи такого рода.

Это видео показывает два примера. Быстрое перемещение мяча это ключ к переключателям игры, которые позволят проникнуть к соперникам. (ВИДЕО)

МЕССИ В РОЛИ ЛОЖНОЙ ДЕВЯТКИ

«Если бы не было Месси, то я бы тренировал команду из третьего дивизиона» — Пеп ГвардиолаПосле того, как Месси провёл два сезона в Барселоне на позиции правого вингера, Гвардиола решил провести эксперимент прямо перед Эль Классико, в мае 2009 года. Пеп позвал аргентинца в свой кабинет в 10 вечера, незадолго до игры для того, чтобы объяснить свои планы. Через 10 минут, Это’о ответил на кивок в его сторону смещением на правый фланг, а сам Месси сместился в центр и сразу приспособился. В итоге подобную позицию назвали «ложной девяткой». Это стало поворотным момент в футболе 21 века, так как дало не только хороший результат (матч закончился со счётом 2-6), но и позицию, на которой Месси вырос в величайшего игрока планеты. И хотя благодаря Месси, эту позицию начали распознавать, первым образцом «ложной девятки» считают Маттиаса Синделара из сборной Австрии 1930-х годов, которую ещё называли «Вундертим». Венгр Нандор Хидегкути, также играл на этой позиции в 1950-х, в составе «Золотой команды».Причины для такой позиции Месси есть — создание перегрузки в центре поля, дабы сохранить владение мячом, и, что более важно, проникнуть в линию полузащиты оппонентов, используя вертикальные проходы в центральных зонах. Серхио Бускетс, один из лучших игроков по выполнению подобных линеломающих пасов, стал очень важным для успеха Месси в качестве «ложной девятки»

Углублённая позиция Месси позволяет ему использовать свой талант, обыгрывать соперников, юлить, создавать ситуации 1 в 1, 1 в 2, и ломать линии обороны противников.

И это настоящая дилемма для защитников. Когда Месси находился между линиями соперников, прессинговали ли они его, или оставались на местах? Если они сдвигались с места, то сзади образовывалась дыра, что очень опасно — Педро или Вилья всегда находились на последней линии, слепой зоне для фуллбеков. Тем не менее, если они позволяли Месси двигаться, то их обыгрывал один из лучших дрибблёров всех времен.

Против МЮ в ЛЧ, Давид Вилья двигался в центральных зонах в последней трети поля, а Алвес атаковал, чтобы поддержать ширину правой стороны. Это позволяло Месси проводить комбинации с Вильей, а также играть 1 на 1 с Видичем или Фердинандом, если он двигался с мячем прямо. Он будет бороться против лучшей пары защитников в мире, если захочет их обыграть. Видео ниже показывает, как Месси использует роль «ложной девятки» в игре, для получения преимущества на второй линии МЮ, а потом забивает, находясь между этими линиями. «Зона Месси».

(ВИДЕО)

КОМБИНАЦИИ ФИНАЛЬНОЙ ФАЗЫ

В финальной фазе Барселона была наиболее зрелищна. Их успех в основном зависел от природных талантов и инстинктов самых креативных игроков мира. Несмотря на это, у них всё же был ряд обычных упражнений для обхода защиты.

Видео ниже показывает ключевые стратегии, которые Барселона использовала для обхода защиты.

(ВИДЕО)

Дрибблинг + Пас: Часто исполнялось Месси или Иньестой, которые вели мяч напротив штрафной противника, отвлекая защитников, а потом выдавали пас в созданное пространство.

Малые комбинационные треугольники: Это те небольшие пасы и удары, которыми будто уже пропитана кожа каталонцев, ведь они выполняют эти упражнения каждый день, и перед игрой тоже. Благодаря этим структурам, игроки могут делать быстрые пасы в одно касание и обходить защиту.

Третий — бежит: Барселона использовала «третий-бежит», чтобы создать брешь в защите оппонентов. Преимущество в том, что игрок передвигается очень быстро, в то время как мяч у напарников, так что он может остаться в сторонке, а потом получить пас, находясь за спинами самых крепких защитных связок.

Конечный мяч из полупространства: Барселона пытается создать зону для Хави и Иньесты в полупространстве, чтобы выдать конечный мяч за спины защитников. Игра в мяч из полупространства даёт оптимальный угол паса для бегуна (Фабрегас во втором видео), который этот пас должен получить. Мяч с фланга (кросс) летит дальше и угол у него хуже, так что защитнику его легче срезать. Мяч будет труднее контролировать, если он пройдёт через плечо Фабрегаса. К тому же, в центральной колонне на поле, защитники располагаются с 180-градусным видом всего поля, в то время как мяч переходит из полупространства в полупространство (см. второе видео). У Фабрегаса преимущество, так как он может нанести неожиданный удар.

Игра в стенку: Классическая комбинация в футболе. Особо эффективна, когда футболист бежит с той же скоростью, с которой движется мяч, и защитникам очень трудно с этим совладать.

КОНТРПРЕССИНГ

«Знаете, почему Барселона так быстро возвращает себе мяч? Это потому, что они не убегают назад более чем на 10 метров и не делают пасы дальше чем на 10 метров» — Йохан Кройф

Контрпрессинг или же Гегенпрессинг существовал в разных формах на протяжении десятилетий, но особой известности приобрёл во время использования его Пепом Гвардиолы в Барселоне. «Правило шести секунд» стало универсальным термином, который использовали в тренерском мире для того, чтобы объяснить желание Гвардиолы вернуть мяч за шесть секунд с момента его потери. Тем не менее, контрпрессинг более сложный, так как требуется большее количество игроков для возвращения мяча, чем в обычном прессинге.

Атакующая сторона команды играет важную роль — если речь идёт об удержании мяча во время оборонительных переходах или для того, чтобы просто предотвратить контратаку. Вот что имел Кройф в виду. Правильное размещение игроков на вертикальных и горизонтальных линиях помогает им быстро собраться вокруг потерянного мяча и отобрать его.

(ВИДЕО)

Видео показывает, как атакующая структура Барселоны позволяет им так эффективно контрпрессинговать. Довольно редкое явление, когда Хави и Иньеста оба находятся на последней линии. Как правило, они используют схему 2-1-4-3 в этой фазе игры.

В видео выше наиболее значительной тактической особенностью является положение фуллбеков в месте, совершенно противоположное тому, где начинается игра. Мы видим, как Абидаль в первом видео и Алвес во втором находятся в полупространстве/центре. И хотя они иногда используются в этой зоне для переключения игры из центра, используя полупространства на Педро или Вилью, это размещение скорее основано с мыслями о защите. В финальной атакующей фазе, присутствие Абидаля и Алвеса показывает ранние стадии хавбека — роли, которую Гвардиола успешно использовал в свой второй и третий год в Баварии, и в начале карьеры у руля Манчестер Сити.

Также стоит заметить, что Серхио Бускетс в обоих видео исполняет важную роль во второй фазе контрпрессинга, перекрывая возможные варианты.

Барселона использует контрпрессинг, основанный на том, чтобы применить среднее давление на игрока с мячом и перекрыть или блокировать возможные линии паса соперника. Цель — подавить построение соперника и не позволить им перестроиться в атакующую фигуру. Этот стиль, отличающийся от метода Юргена Клоппа (контрпрессинг, ориентированный на мяч; все к мячу), позволяет Барселоне оставаться в атакующей фигуре, при этом пытаясь восстановить владение. Это значит, что если они снова перехватят мяч, то контратака будет ещё эффективнее.

(ВИДЕО)

Хави и Педро в верхнем видео — ключевые игроки. Изначально Хави заставляет первого игрока Реала сделать пас назад, немного перекрывая игрока, на которого был рассчитан пас, до тех пор пока Педро полностью его не закроет. Потом он применяет давление на Хаби Алонсо — это значит то, что у него нет времени для того, чтобы играть в длинный переключающий пас. Тем временем Педро немного прикрывает Алонсо до тех пор, пока не будет сделан пас вперёд и до тех пор, пока Пуйоль не станет накрывать Алонсо. Владение Педро на втором стоп-кадре не даёт возможности Алонсо переправить мяч в свободное пространство, заставляя броситься к мячу, который перехватил Месси. Вполне вероятно, что Месси специально находится так далеко от игрока, тогда Алонсо соблазняется на такой рискованный пас. 

Этот агрессивный контрпрессинг позволял Барселоне доминировать в каждой игре во время эры Гвардиолы.

ПРЕССИНГ

Под руководством Гвардиолы Барселона всегда прессинговала оппонента по всему полю. Они используют такие же методы, что и в контрпрессинге, чтобы покрыть несколько линий паса. В то время как их контрпрессинг больше нацелен на быстрое восстановление владения, путём окружения мяча, то цель прессинга — заставить защиту ошибиться либо сыграть на вингера. Если мяч окажется у изолированного игрока в широкой зоне, то Барселона может использовать боковую линию в качестве дополнительного защитника — заставить оппонентов или вынести мяч или ошибиться.

Они часто используют против первой защитной фазы трёх игроков вместе с второй волной прессинга от каталонских полузащитников, которую они применяют на выходе против полузащитников противника. Часто эти три игрока понимают, что они прессингуют построения из 4-5 игроков, так что они понимают, что действовать нужно по-умному, дабы не дать противнику возможности продвинуться к их штрафной.

(ВИДЕО)

В видео, размещённом выше Месси и Вилья умно действуют при размещении, покрывая нескольких игроков. Барселона позволяют мячу набрать широту, перед тем как окружить его и заставить его или покинуть пределы поля или забрать мяч себе. 

Барселона поощряет своих соперников на игру от обороны, уровень их уверенности в возобновлении мяча поднимается, после этого контратака против ещё не вернувшейся на места обороны.

(ВИДЕО)

Положение Месси заставляет Юнайтед играть в короткий пас, и создаётся впечатление, что Барселона слегка надавила. Однако, когда Фердинанд получил мяч, то Педро заставил Юнайтед набрать ход и играть в зону, изолированную Барселоной. Ключевые фигуры — Иньеста и его криволинейный бег.

Барселона также будет использовать подход повышенной интенсивности, если соперник будет защищать владение, когда оно составляет около трети владения. Барселона всегда играет с хорошо укрепленной линией защиты, и крайне важно не опускать планку интенсивности в этой фазе, иначе сопернику удастся забросить мяч за спины защитников. Слишком легко. Любой форвард, чуть бросившийся вперёд за мячом, как Уэйн Руни в видео ниже, сразу почувствует лёгкое, но довольно крепкое касание одного из защитников Барселоны.

(ВИДЕО)

В тех редких случаях, когда Барселоне приходится защищаться на своей части поля, они используют схему 4-4-1-1, которая показана ниже. Опять же, они будут искать способ вынудить соперника переместиться на фланг и перегрузить пространство. Потом заставить противников вернуться по флангам и возобновить владение. Двое первых игроков из схемы 4-4-1-1 являются ключевыми — они отвечают за предотвращение обработки противником мяча и пускание его в оборот. Также стоит отметить, что Вилья находится в самом низу картинки — он готов стремительно побежать вперёд, так как Барселона должна отобрать мяч. В ситуации ниже именно это и происходит: Месси держит мяч до тех пор, пока Вилья не откроется, а потом даст ему сквозной пас, а потом испанец забил четвёртый гол в том матче.

Расстановка игроков при защите 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Барселону Хосепа Гвардиолы будут вспоминать не только как одну из лучших в мире, но и как команду, чьи методы усовершенствовали будущее развитие футбола, тренерства и тактик. Завоевав 14 трофеев из 19 возможных, они стали воплощением эффективного и зрелищного футбола, достичь которого могут только величайшие тренеры. Барселона Гвардиолы опредёленно стала вершиной футбольного мастерства.

«Качество без результата бессмысленно. Результаты без качества — скучны.» — Йохан Кройф.*pivote — стержень, точка опоры (исп. — прим. переводчика)Понравилась статья? Тогда поддержи меня подпиской на блог и на паблик ВК! Это очень поможет моему развитию!

Источник — GPS BLOG

Источник: http://www.sports.ru/

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.